Поэты Серебряного века. Мария Моравская

Alexander Rumjancev.  Белые ночи

Александр Румянцев @

Белая ночь

Самые близкие зданья
Стали туманно-дальними,
Самые чёткие башни
Стали облачно-хрупкими.

И самым чёрным камням
Великая милость дарована —
Быть просветлённо-синими,
Легко сливаться с небом.
Там, на том берегу,
Дома, соборы, завод,
Или ряд фиалковых гор?
Правда? — лиловые горы
С налётом малиново-сизым,
С вершинами странно-щербатыми,
Неведомый край стерегут.
Нева, расширённая мглою,
Стала огромным морем.
Великое невское море
Вне граней и вне государств,
Малиново-сизое море,
Дымное, бледное, сонное,
Возникшее чудом недолгим
В белую ночь.
Воздушные тонкие башенки
Чудного восточного храма,
И узкие башни-мечети
И звёздные купола.
Таинственный северный замок
И старая серая крепость,
И шпиль, улетающий в небо
Розоватой тонкой стрелой.
У серых приречных ступеней,
Вечно, вечно сырых,
Нежнее суровые сфинксы
Из дальней, безводной пустыни.
Им, старым, уже не грустно
Стоять на чужой земле,
Их, старых, баюкает бережно
Радужно-сизый туман.
1916 

Дорогие читатели и гости моего блога «Музыка души»!

Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством Марии Моравской — одной из самых ярких звезд позднего Серебряного века.
«Поэзия — искусство высшее, поэзия — царица всех муз. Да? Очень приятно слышать. Но почему поэтов не читают? Нашего блистательного Бальмонта начали распевать с эстрад только двадцать пять лет спустя после того как он отцвел. Сологуб стал фельетонным патриотом, и лишь тогда удостоился внимания широкой аудитории. О Максимилиане Волошине, чьи стихи прекрасны, как драгоценные камни, ничего не слышно по целым годам…Критика его замалчивает, читателей у него горсточка.
Почему?»
это из «Журнала журналов» за 1915 год.
Быстро забыли и о Марии Моравской, вспомнили ее имя и творчество только в 90-х годах прошлого столетия. А ведь Магдалина Франческа Людвиговна Моравская — поэтесса, прозаик, критик — была очень известна в свое время. Ее детская книга «Апельсиновые корки» стала источником вдохновения для многих детских поэтов  и долгое время имела большое художественно-воспитательное значение.

Биография Марии Моравской

 

Мария родилась в Варшаве в 1889 году. В 2 года потеряла маму, отец женился, семья переехала в Одессу. Здесь были напечатаны ее первые стихи. С мачехой (родной сестрой матери) у девочки сложились сложные отношения и в 15 лет она уехала в Петербург. Училась на Высших женских курсах, но не закончила их, не избежала политики, даже дважды сидела в пересыльной тюрьме ( в 16 и 17 лет).
Недолго побыла замужем, может поэтому тема разочарованности прослеживается во многих ее стихах.

Я любви не люблю

Мне нужны твои губы и глаза твои бездонные
Только для забвенья
Я любви не люблю, всегда она вероломная,
И всё думает об измене.

Я любви не люблю, — в плену вечно держит любимый,
И воли любовной все жаждут лишь для себя…
Но так холоды с каждым годом становятся зимы…
И я согреваюсь, поцелуями душу дробя.
1915

Пройдя выучку «Цеха поэтов», публикуясь в «Апполоне», скажет о нем:

«…Безупречные гравюры
На виньеточках амуры
Всё красиво, стильно, звучно
Но и скучно, скучно, скучно!»

Но зато была покорена стихийным М. Волошиным, который покровительствовал ей и предрекал большое будущее. Зинаида Гиппиус считала её талантливой особой, Моравская была желанной гостьей в литературном салоне Гиппиус и  Мережковского. Мария Моравская одной из первых, вслед за Павлом Флоренским, обратила внимание на русские частушки, как на новое поэтическое явление.
Мария  выпустила единственный детский сборник «Апельсинные корки» (1914), но эта книга была любима многими поколениями детей. Эту книгу она посвятила своим младшим сестренкам и братикам, которых многие годы не видела. И признавалась, что она самая ее любимая.

Апельсинные корки

Горько жить мне, очень горько, —
все ушли, и я один…
Шебаршит мышонок в норке,
я грызу, вздыхая, корки, —
съел давно я апельсин.

Час я плакал длинный-длинный,
не идет уже слеза.
Соком корки апельсинной
я побрызгаю глаза.

Запасусь опять слезами,
буду плакать хоть полдня, —
пусть придут, увидят сами,
как обидели меня.

Мария много переводила с польского и финского, сотрудничала с журналами, печаталась, но  постоянно тосковала о дальних странах, экзотических пальмах и ярко-синем небе — в этом она похожа на своего отца, которому посвятила стихотворение «Пленный»

По праздникам он с утра был дома,
садился на окованный сундук
И жаловался, как здесь все знакомо:
И все дома, и в скверах каждый сук…

Да, он уехал, далеко и скоро:
Он будет шкурками в Сибири торговать…
И, вышивая на канве узоры,
Насмешливо улыбалась мать.

А мы цеплялись за его колени…
Ах, много маленьких и цепких рук!
Он умолкал, и в мундштуке из пены
Огонек медленно тух…

И все мы знали:папа будет с нами,
Не отдадим его чужой стране.
А он разглядывал печальными глазами
Все тот же чахлый кактус на окне.
1914

Поэзия Марии Моравской

Стихи Моравской пронизаны одиночеством, грустью.. Искренность, открытость, беспомощность делали ее поэзию уязвимой. Недаром современники, анализируя ее творчество, признавали его инфантильным и проникнутым жалостью к самой себе.

Короткая память

Ах, дружба, любовь — двухдневная,
А забвенье — на тысячу дней!
Короткая память душевная
У здешних людей

Размякнет, о чувствах наскажет
В какой-нибудь нежный вечер,
Случайно вам душу покажет,
Словно играл в чет и нечет.

А после, в тупом безразличии
Уйдет, отойдет, позабудет…
Не вспомнит и не покличет,
И даже стыдно не будет!

Как грустно, смешно и странно,
Был человек или не был?
Иль растаял клоком тумана
Под низким столичным небом?
1915

После 1917 года Мария оказалась вне пределов России. Она писала рассказы, очерки для журналов, в 1927 году в Лондоне и Нью-Йорке вышел роман о петербургской жизни «Жар-птица»
О последних ее годах — мнения разноречивые. По одним сведениям она погибла в 1947 году во время шторма, по другим скончалась в 1958 в Чили, будучи женой чилийского почтальона. В последние годы она разводила попугаев, смотрела на пальмы в синем небе.. Значит мечта ее все-таки сбылась.

Фиалки

Каждой весной мне кажется,
Что жизнь надо изменить,
Что прошлое с будущим не вяжется,
Что надо порвать нить.

И когда на гулкой мостовой
Тает снег, грязный и жалкий,
Мне хочется выращивать фиалки-
Каждой весной!

Не всходят у меня зерна, —
Я живу в теневой стороне…
Но я поливаю упорно
И вижу фиалки во сне.

И каждое утро мне кажется,
Что комната стала иной…
Неужели он не развяжется
И этой весной.
1914

Фиалки

@

По материалам «Литературные записки», № 2, 1922 и «Антология русской женской поэзии» под ред. В. Калугина

Любителям женской поэзии предлагаю статью о Марии Петровых и современные стихи о любви Е. Горбовской. Не пожалеете!

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Навигация

Предыдущая статья: ←

Обсуждение: 8 комментариев
  1. И мне с наступлением весны всегда кажется, что нужно что-то менять…
    Интересные произведения. Не могу сказать, что они созвучны моему жизненному настрою…
    И все же, в них есть ЖЕНЩИНА!

    Ответить
  2. Sonata:

    В женской поэзии, наверное, особенно много таких вот ярко мелькнувших искорок.
    Пожалуй, каждому важно не прекращать выращивать фиалки — то есть не отступать от своих идеалов )

    Ответить
  3. Да, стихи пронизаны некой грустью, даже отчаянием, но огонек надежды все-таки читается.
    Спасибо за знакомство. Не слышала об этой поэтессе.

    Ответить
  4. Natabul:

    Спасибо Вам за стихи, особенно за фиалки! не поверите, сегодня рассаживала у себя фиалки, и тут у Вас такое фиалковое сиреневое настроение!

    Ответить
  5. Наталия:

    «Я одиночество люблю! Его боготворить готова!
    Люблю безумно тишину. Душа от радости летать готова!

    Я одиночество люблю! И мне не страшно повторить вам снова,
    Я тонко чувствую чужую тишину, но и её боготворить готова!»( из раннего)

    К сожалению, тоже практически не знакома с поэзией Марии, было приятно соприкоснуться с Душой этой талантливой поэтессы.

    Ответить
  6. Михаил:

    Серебряный век русской поэзии! Мне он больше нравится чем золотой! Но к сожалению, ни того ни другого уже давно нет. А жаль! Остается только ностальгия и стихи. Слово ностальгия упоминаю неправильно. Чтобы ностальгировать — надо было жить там и тогда. Остаются только стихи. Спасибо Вам за такой сайт в наш век менеджеров и маркетологов.

    Ответить
  7. Ольга:

    В 14 лет в г. Тотьма я случайно наткнулась на страницу со стихами, вернее с одним четверостишием, которое прошло со мной почти всю жизнь. Мне уже 71 год. Вот оно»Туман мутный над городом встал
    Облаком душным не тающим.
    Я пойду сегодня на вокзал
    Буду завидовать уезжающим.
    До сегодняшнего вечера я не знала имя автора. Но сегодня у меня счастливейший вечер.
    Один поэт Александр Степанов прислал мне имя автора и им оказалась Мария Моравская, Такой поэтессы я не знала и имени её нигде не встречала,а казалось я довольно хорошо знала поэзию серебряного века. Спасибо и Вам за знакомство с этой чудесной поэтессой. Я всегда знала, что написанные талантливые стихи не умирают.

    Ответить
    • Ольга, спасибо Вам за отклик. Благодарна интернету за такие открытия и встречи. Для меня имя Марии Моравской новое, хоть тоже люблю поэзию серебрянного века. Будем надеяться, что такие чудесные открытия еще ждут нас)

      Ответить
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Рубрики
Количество посещений
© 2024 Музыка души  Войти