Анна Павлова балерина
Она была самой Душою Танца.
О балерине Анне Павловой много информации в интернете. Ее биография соткана из легенд. И трудно найти истину. Но может и не надо? Ведь Анна Павлова уже сама является олицетворением легенды. Хочу немного остановиться на биографии Анны Павловой и показать много фото балерины. И не только фото)
Анна Павлова — биография
Анна Павлова, будущая балерина, родилась зимой 31 января 1881 года в северной столице России. Еще девочкой Аня знала, что станет танцевать. В своей автобиографии она вспоминает что, несмотря на бедность, мама по праздникам старалась баловать дочь. И однажды, когда Нюре было 8 лет, мама пошла с ней в Мариинский театр. С первых же звуков оркестра девочка попала в плен красоты, а после спектакля заявила, что будет танцевать, как сама «спящая красавица» из балета.
Начало творческого пути Анны Павловой
Два года ее не принимали в Императорскую балетную школу (не доросла), но в 10 лет она осуществила свою мечту. Суровый устав школы, железную дисциплину мало кто мог выдержать, но Анна была лучшей ученицей. Трудолюбивой и упорной. После окончания школы девочка попала в Мариинку. Любители балета восхищались ее танцем. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение – всё это выделяло ее среди других балерин.
Таких «воздушных» балерин в истории балета еще не было. Эта хрупкость и необычность позволили ей миновать кордебалет (все выпускницы начинали именно с него) и даже получить второстепенные сольные партии. В прессе звучали хвалебные речи и сравнения: «Пламень и пепел», «Чарующая нежность и грация», «Это искристое шампанское и пьянящий воздух », «Павлова точно спорхнула с гравюр 19 века»…
«Умирающий Лебедь» Анны Павловой
Большая творческая дружба связывала балерину и Михаила Михаиловича Фокина. Михаил Фокин считается основателем романтического балета. Он создал совершенно новый вид спектакля: драматически насыщенный одноактный балет. Его «Лебедь», этот танец о хрупкости счастья, стал визитной карточкой балерины. Танец родился очень быстро — за несколько минут до благотворительного концерта. В первоначальном замысле балерина просто безмятежно плыла по сцене. Ее говорящие руки завораживали.
Но потом Анна взорвала эти 130 секунд танца, окрасив его трагедией гибели. Трепет крыльев — рук производил неизгладимое впечатление на всех. Балерина прикрепила рубиновую брошь на грудь, как символ раны, и этот танец стал называться «Умирающий лебедь».
Сен-Санс, после просмотра спектакля признался Анне: «Именно после того, как увидел Вас в «Лебеде», пришло понимание, что я сочинил очень красивую музыку»
Анна Павлова Видео «Умирающий Лебедь»
Еще один известный спектакль, созданный М. Фокиным именно для Анны Павловой, это стилизация в духе изумительной ожившей гравюры романтизма. Балерина танцевала в этом балете с Вацлавом Нижинским. Ее парящий прыжок, ее полная отдача танцу, поразительные импровизации на ходу сделали этот спектакль незабываемым.
Русская балерина Анна Павлова
Только пять выпускниц того времени получили звание «балерины» и Анна в их числе. Высочайшая одухотворенность и потрясающая пластика сделали ее великой балериной мирового масштаба. Каждый танец был уникален, так как балерина никогда не могла повторить все те «па», которые рождались у нее импульсивно.
Гастролировать за границей Анна Павлова стала с 1908 года . Мировую известность она получила в Париже, став главной участницей и любимицей публики всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Танцовщик дягилевской труппы, известный Сергей Лифарь, вспоминал, что «увидел откровение неба …», «никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации…»
Говорили, что всё, к чему прикасалась балерина, принимало черты изысканности.
Анне Павловой очень скоро захотелось свободного полета и она в 1909 году самостоятельно поставила спектакль. Этим спектаклем стала «Ночь» Рубинштейна. Монолог о страсти, о безумной любви публика встретила овацией. В 1910 году балерина ушла из Мариинского театра и создала свою труппу. Помимо своих спектаклей она включила в репертуар балеты Глазунова и Чайковского. Гастроли проходили с триумфом. Она поставила перед собой цель, чтобы весь мир узнал о русском балете, возможно поэтому балерина попадала в такие уголки мира, куда еще никогда не ступала «ножка в пуантах».
В Индии преклоняли перед ней колени и осыпали лепестками лотоса, считая божеством танца, (ведь она заставляла делать «па» даже слонов)
Мексиканцы в знак восхищения бросали к ее ногам сомбреро, в Австралии придумали роскошный десерт торт Павлова, сам монарх Испании слал ей букеты, в Голландии вывели нежнейшие белые тюльпаны и назвали сорт «Анна Павлова». Именно труппа Анны Павловой явила миру русский балет
В ее танце был огонь жизни, трепет, изящество и вдохновение. Она жила в танце.
Характер балерины
Характер у балерины был очень непростой. Много слухов, порой противоречивых… Одни говорят, что она была капризной донельзя и экзальтированной, эмоции ее переливались через край, она могла довести дирижеров до нервного срыва, топать ногами, гневаться на партнеров и держать всю труппу в ежовых рукавицах.
Другие утверждали, что она — внимательная и добрая, она опекала всех членов своей труппы и лично могла нанести йодную сетку на ноги танцовщиц. Но труппа ее обожала и трогательно оберегала ее, как любимого ребенка.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Анна Павлова шла по жизни с Виктором Дандре, потомком старинного французского рода. Его отличала выдержка, хладнокровие, но самое главное, большая любовь к балерине, он мог выдерживать любые причуды своей возлюбленной. Но жизнь влюбленных все равно была бурной. Они ссорились, мирились, расставались. В 1910 году Дандре бежал из Петербурга, так как его обвинили в растрате средств. Анна помогла его вызволить и содействовала побегу за границу, оттуда он уже не вернулся в Россию. Она заплатила огромную сумму. Возможно еще и поэтому она не щадила себя, контракты были кабальными, гастроли бесконечными и напряженными. За 22 года постоянных гастролей балерина дала почти 9 тысяч спектаклей. Иногда в год ей не хватало двух тысяч пар пуантов, которые ей изготовлял итальянский мастер.
После ее смерти Виктор Дандре написал книгу, строки которой полны нежности и боли от утраты любимой. Перепады настроения Анны он объяснял ее сильным эмоциональным напряжением и прощал ей всё.
Виктор Дандре был известным импресарио своего времени. Он организовывал настоящие фотосессии балерины. В окрестностях Лондона был куплен увитый плющом дом с озером и, конечно же с лебедями,
здесь Анна часто позировала для журналов.
Балерина очень любила животных,
ее домашние собачки были постоянно с ней даже на гастролях,
а любимая птичка спала на ее груди под пуховым одеялом.
Анна даже на гастролях выбирала дом, окруженный садом, и любила ухаживать за цветами.
Анна Павлова умела создавать на сцене эфемерные создания, которые могли парить в воздухе.
Танцу она отдала всю свою душу. Это было необычно и это потрясало.
Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурою, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Искусство, считала она, несет только прекрасное и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Она забывалась в танце.
Во время гастролей Павлова простудилась и заболела плевритом. Балерина отказалась от операции, ведь ей предстоял спектакль. Болезнь оказалась смертельной. В ночь на 23 января 1931 года за 7 дней до своего пятидесятилетия балерина ушла. По красивой легенде ее последними словами были «Приготовьте мой костюм Лебедя». Она готовилась к очередному выходу на сцену…
Цитаты Анны Павловой
«Для жены муж словно для танца — музыка.»
Настоящий актер обязан знать все о любви, и если нужно — уметь жить без нее.
Истинная актриса должна уметь приносить себя в жертву искусству.
Она, подобно монахине, не имеет право жить так,
как желают вести жизнь большинство женщин.
Когда я быларебенком и гуляла среди сосен, я думала, что счастье — это успех. Как я ошибалась!
Счастье — это маленький мотылек, чарующий всего на миг и тут же улетающий прочь.
Успех состоит не в аплодисментах зала, а в том радостном удовлетворении,
которое испытываешь от того, что приближаешься к совершенству.
Вы будете не артисткой, а роботом до тех пор, пока не научитесь чувствовать.
Если Вы преследуете одну и ту же цель, Вы обязательно откроете тайну успеха.
Видео «Умирающий Лебедь»
в исполнении лучших балерин 20 века
Изумительное видео «Умирающий Лебедь» в исполнении М. Плисецкой.
Посмотрите обязательно! Несколько волшебных минут.
А это «Лебедь» в исполнении Г. Улановой. У каждого Лебедя своя жизнь..)
Спасибо, Наташа, потрясающая балерина. Очень хорошо, что ты вспомнила о ней, так уместно это на твоем волшебном сайте. Я очень трепетно отношусь к имени этой великой балерины. Очень хороша цитата о приближении к совершенству и об истинности переживания счастья. Какая глубина во всем…
Ирин, спасибо за отклик!! Была удивлена, увидев видео с ней. Не ожидала, что сохранилось)
С удовольствием посмотрела 3 совершенно разных танца, как же красиво и выразительно, сердце замирает… кстати, тоже в детстве бредила балетом, но мамочка от меня отмахнулась… а я была худенькая, легонькая и носочки вставала запросто…
И я, Светик, мечтала о балете)) Наверное, все девочки мечтают или о балете, или о кино))
А «умирающий лебедь» был моим коронным номером на радость бабушкам и дедушкам))
Всегда с замиранием сердца смотрю, как танцуют балерины. Павлова — это двойное совершенство! Спасибо, Наталья, за такую красоту!
Рада, Наташ, что тема тоже созвучна)
Балет — особый вид искусства! И не каждому из представляющих его удается соединить в едином танце легкость движения тела, музыку и полет Души!!
Анна Павлова, Майя Плисецкая, Галина Уланова — настоящие ДИВЫ балета!!
Спасибо, Наталья, за возможность прикоснуться к прекрасному!!
Три короны нашего балета… Один и тот же танец, одна музыка, но как же по разному они его интерпретируют!
Наташа, спасибо за такой пост. Прочитала с удовольствием. Что-то знала, что-то вспомнила, даже забылось, что -то открыла для себя заново.
Да, все танцы потрясающие…
А какие цитаты её… сколько в них смысла и мудрости…
Сама я о балете никогда не мечтала. Честно. У меня сразу как-то музыка и все. Но смотреть всегда хотелось. Особенно, когда все так достойно и когда такое мастерство…
Счастье – это маленький мотылек, чарующий всего на миг и тут же улетающий прочь — эта цитата просто на сердце легла…
Приятно, что можно наполниться у тебя, побывав в гостях…Спасибо. Огромное.
Пусть эти мотыльки счастья прилетают к нам не на один миг) И почаще!!)
Рада, Ирин, что тебе в моем блоге уютно
В начале 80-х с удовольствием посмотрел чудесный фильм «Анна Павлова». Рекомендую всем.
с Людмилой Савельевой. Как же неоднозначно к ней в этой роли отнеслись в мире балета.
Фильм красивый.
Такое пиршество для души! Слова благодарности не смогут выразить всего моего восторга, я обожаю балет, знаю почти всех Звезд. Анна одно из них! А то что именно она (по другим версиям Дягилев) открыла миру русский балет, твой пост сделал для меня открытие!
В детстве, помню даже ощущения: я плыву спиной к зрителям, руки божественно двигаются, подобно крыльям, поворачиваю лебединую шею и подбородком провожу по плечу — чистый Лебедь. Эта иллюзия у меня продолжалась до первого большого зеркала. А там: ни пачки белоснежной, ни шеи лебединой, ни рук-крыльев….Меня сестры даже в балетную школу водили, педагоги видели во мне потенциал. А потом операция….
Вернусь к Павловой — и она и ее присутствие на Земле, спасибо Виктору, остаются волшебной сказкой, где Анна принцесса. Ее реплики также хороши и наполнены смыслом. обнимаю тебя, моя Ната.
Спасибо, Валь,за такой эмоциональный и искренний комментарий. Если помнишь эти ощущения, значит балерина в тебе осталась жить. И помогла раскрыть потенциал нежности и женственности)
Если бы писала о Дягилеве — наверное бы, встретилась информация, что он открыл миру русский балет) Информация столько противоречива, документальных источников не хватает. Хорошо, что сохранились кадры с ней. Обнимаю взаимно)
В детстве я тоже немного занималась балетом. Балерины из меня, конечно, не получилось, но любовь к балету осталась )) Спасибо за интересную информацию, Наташенька!
Ах, какие вещи выясняются!!)) Прикоснувшись к балету хоть раз, остаться равнодушным трудно. Тем более девочкам))
Благодарю за чудесный рассказ! Красота, совершенство, хрупкость и нежность — все восхищает!Спасибо за хорошее настроение!
Спасибо, Tatjana Andrejeva, за отклик !) На радость!!
Я тоже очень люблю фильм «Анна Павлова», после него я открыла для себя эту балерину, эта статья тоже оставила след в моей душе, спасибо!
Вам спасибо, Нелли, за комментарий!
Спасибо Наташа за пост, с таким удовольствием прочитала про Анну Павлову и посмотрела умирающего лебедя в исполнении трех талантливейших танцовщиц.
Божественная грация! Красота спасет мир — именно так!)) И правильно замечено, без чувства не будет танца. Каждая линия движений несет в себе эмоции и чувства..
Точно, Оль. Можно сказать, что на её ладошке была грациозная линия жизни… )
Именно так, Мил)
Удивительно прекрасная Павлова! Наташа, спасибо за такую с любовью написанную статью и замечательную подборку ее фото. Мне понравилось высказывание Сен-Санса «Именно после того, как увидел Вас в «Лебеде», пришло понимание, что я сочинил очень красивую музыку». Вот как бывает))) И отдельно спасибо за Умирающих лебедей. Все три — прекрасны.
Необыкновенная женщина! Я о ней мало знала. Спасибо Вам огромное за такую интересную статью!
Спасибо, Наталья… три грации… даже не выберешь…какие разные и какие прекрасные, но начало — Анна Павлова, спасибо, что нашла и так красиво рассказала.
Люблю смотреть старинные фотографии. Как будто совсем другой мир. И вспомнила фильм «Анна Павлова». Сколько трудностей было в ее жизни, а все равно смогла сохранить хрупкость и нежность. Настоящая женщина и великая балерина.
Прекрасная, прекрасная балерина! Спасибо!)
Помню, еще очень любила фильм Анна Павлова. Яркая личность.
Наташа, с интересом прочитала о жизни знаменитой балерины.
С ее творчеством знакома только по фильму советского времени.
И фильм этот, помню. мне не понравился.
А в твоей статье столько открытий об этой удивительной женщине.
И фото восхитительны.
Вот настоящая чарующая фотомодель! 🙂
А па со слоником — просто гениально! 🙂
Спасибо огромное за доставленное удовольствие! Узнала много нового о нашей великой балерине! В Италии есть один десерт его называют Павлова ( с акцентом на о, увы) это торт из приготовленного особым образом безе с фруктами. Легкий, воздушный и красивый! Говорят его изобрел один австралиец, который был безумно влюблен в балерину!Такая «легенда».
Виолета, как раз сейчас подруга прислала ссылку на этот десерт — именно безе с фруктами. Говорит, вкусно, необыкновенно! Вставила сейчас эту ссылку в пост. Загляните, если хотите) Она пошагово расписывает, как сделать этот торт.
С детства люблю балет и особенно Анну Павлову. Она миф, легенда, воплощение русской отдачи в творчестве до конца, самопожертвования ради искусства, хотя лебедя люблю больше всего в исполнении Улановой.
Добрый день! Спасибо за статью! Только в том месте, где Вы написали, что на фото Дандре — это не Дандре, а Чарли Чаплин.
Виктор Дандре очень похож на Чарли Чаплина ))