Мария Башкирцева – воплощение Музы

Мария Башкирцева

Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем.
Дадим отдых моему уму, утомленному этими порывами к бесконечному.
Мария Башкирцева

Сегодня мой пост посвящен незаурядной личности – Марии Башкирцевой, талантливой, поразительной и навсегда оставшейся юной в памяти ее почитателей. Когда читала дневник этой удивительной девушки, была уверена, что сразу поделюсь своими чувствами и мыслями с вами, мои дорогие друзья! Несколько раз приступала к статье, но получалось, что я просто переписывала цитаты из “Дневника” Марии. И чем дальше, тем этих цитат становилось все больше, и в итоге пост превращался в ее дневник))

Со временем мысль об этой статье  становилась все призрачней… Каким же было моё удивление, когда моя подруга ВДРУГ предложила написать пост именно об этой девушке! Оказывается после прочтения «Дневника» Марии Башкирцевой она тоже оказалась под сильным впечатлением и решила выплеснуть свои эмоции …к счастью в мой блог!)) Ах, как же я этому рада!! Тем более Валентина уже как-то украсила мой сайт прекрасной статьей о своей любимой Зинаиде Гиппиус
Поэтому с большим удовольствием предлагаю вашему вниманию статью Валентины Демидовой-Каймы о необыкновенной девушке, которая прожила очень короткую, но такую невероятно яркую и насыщенную жизнь.

Не Муза Великих, а воплощение Музы

Погружение в биографию Марии Башкирцевой, её картины, и, наконец, «Дневник» привело меня к необычному откровению, панорама которого с течением времени открывалась всё больше и становилась всё ярче и реальней.
Вот как мне всё представляется.
Marie Bashkirtseff - муза

Свою Любовь доверил Нам Господь!

Боги Олимпа больше всего ценили, и, по-видимому, ценят и по сей день, Любовь и восхищение ….Смертных! История Олимпа свидетельствует, они сражались за эту Любовь, ради неё совершали подвиги и преступления.
Почему?
Потому что Творец свою Любовь доверил не богам, не ангелам, а Человеку.
Более пространный ответ у меня сложился таким почти поэтическим образом.

Творить Любовь, где Небо и Земля – одно,
Ни Ангелам, ни Духам не дано,
Хоть ближе к небесам их песнопенья.

Свою Любовь доверил Нам Господь!
Из тлена поднимает выше Мира
Любовь, в которой всё сплелось,
И страсть земная, и возвышенная лира.

В Любви, где Человек – творец,
Вкус, запах и прикосновенье,
Звук, цвет и формы – всем им нет числа!

И надо лишь добавить нам
Своих сердец влюблённое биенье,
Созвучное мерцающему свету Звёзд
И Ангельскому песнопенью.

Родители ее ласково называли Мусей.

И вот на прекрасном Олимпе среди бессмертных одна из дочерей Мнемозины* возжелала получить эту земную Любовь и славу, восхищение и поклонение людей. Она мечтала о Любви больше и сильней других столь же прекрасных и одарённых талантами сестёр, как путник в пустыне мечтает о глотке воды.
И вознамерилась вкусить эту Любовь. Нет, она не захотела на этот раз вдохновлять смертных гениев, а, облачаясь в плоть человеческую, лично явить людям свои многочисленные таланты.
Подобно Русалочке, ей удалось вымолить у старших Богов человеческую жизнь. И, чтобы беспрепятственно заявить миру людей о своих талантах, просила дать ей возможность родиться в богатой аристократической семье, не чуждой высокого искусства.
И боги пошли ей навстречу. Но платой за дерзкую мечту стала хрупкость тела и условие, что о своём происхождении она всегда будет только догадываться, терзаясь сомнениями. Отважную Музу не остановила жестокость богов.
И вот, в богатой аристократической семье родилась очаровательная девочка, получившая по святкам имя Мария. Мама – красавица из старинного дворянского рода, а отец, занимавший пост предводителя полтавского дворянства, образованный человек, не лишенный литературного дарования.

Marie Bashkirtseff_21

Родные стали ласково называть её Мусей. Но учитывая, что мы уже знакомы с историей жизни нашей героини, где нам открылись её амбиции и немалые достижения, уйдём от подобной фамильярности и будем называть нашу героиню Марией.
И пришла Мария в мир людей с талантами, словно с букетом нераскрывшихся бутонов. Бутоны уже в раннем детстве становились чудесными цветами, даря ей восхищение и любовь близких и узкого круга друзей семьи. От неё ждали великих достижений, здесь и гадалка подлила масла в огонь, она предсказала суеверной матери, что дочь будет звездой.
Но Марии хотелось большего – всемирной славы, признания тысяч людей, Любви, Любви, Любви…

Marie Bashkirtseff_15

 

Свои многочисленные дарования небожитель, рождённая смертной, раскрывала в себе и для публики с самого раннего возраста, иногда как бы невзначай, иногда от отчаяния…
Она торопилась всю свою жизнь с раннего детства. Возможно, в душе, в бессознательной её глубине, Мария предчувствовала скоротечность своей жизни. А может быть, безрассудно в порыве так свойственных ей страстей, накликала, ставя Творцу условие: «Боже мой! Дай мне такую жизнь, какую я хочу, или пошли мне смерть…».

На какую бы область искусства Мария ни обратила бы свой взгляд и ни приложила бы свой труд, возникали, ни много ни мало, а достойные внимания Произведения.
Вы, дорогой читатель ещё сомневаетесь в её истинных корнях? Но откуда ещё как не с Божественного Олимпа у девочки не только таланты, но и строгие требования к себе, огромная, совсем недетская работоспособность, сила духа, непоколебимая воля и устремлённость к цели?
И это в те самые времена, о которых Пушкин говорил, что, дескать «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

«Мне тринадцать лет, если я буду терять время,
то что же из меня выйдет?..»
Мария Башкирцева

Мария Башкирцева на фото  Рожер-Вьолле

 

В неполные тринадцать лет Мария сама составила список предметов, которые хотела освоить, сама выбрала учителей. Среди предметов кроме литературы и философии, были история и физика, анатомия, иностранные языки.

«Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона»

Помимо всего с 12 лет Мария пишет свой дневник! И даже своему дневнику она предуготовила и славу, и вечность. Её «Дневник» стал известен всему миру как памятник эпохи.
В «Дневнике» она пишет, что решила заниматься по 9 часов в день: «Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то, что же из меня выйдет? Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»
Обидно, но и понятно, что именно поверхностный, а скорее предвзятый взгляд (мол, что там может быть эдакого?), соотечественников, в её трудолюбии, самоотверженности усматривал лишь непомерное честолюбие, граничащее с тщеславием.
Но большинство обнаруживало между строк «Дневника» страстную душу великого Мастера, правдивую картину жизни, живой отклик на движения тел и душ человеческих.
Это тот самый «Дневник», который впоследствии был переведен на все европейские языки. «Дневник» был много раз переиздан, и с восторгом прочтён сотнями тысяч людей в Европе и в России.
Но элитой русской литературы, среди которой Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, не столько прочтён, а скорее снисходительно пролистан. Марина Цветаева свой «Вечерний альбом» посвятила юной соотечественнице, в которой увидела многие дарования, кроме … литературных.
Вернёмся к короткой и блистательной жизни нашей героини.

Marie Bashkirtseff_14 Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)

К 15 годам практически самостоятельно Мария овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это позволило ей, направляемой лишь внутренним компасом, знакомиться в оригинале (а может вспоминать?), произведения античных авторов и классиков мировой литературы, причём лучшие из лучших. Не была ли она лично Музой сих авторов?
В подтверждение – я не нашла у биографов имён наставников, которые бы составляли для Марии списки чтения. Значит, её вела незримая, но мудрая и вечная душа Музы.

«Я создана для триумфа и сильных ощущений,
поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…»
Мария Башкирцева

Marie Bashkirtseff_22

С поразительной легкостью Мария, обладая абсолютным музыкальным слухом, научилась игре на различных музыкальных инструментах: арфе и рояле, мандолине и гитаре.
Мечта указывала ей самый короткий путь – на сцену. У неё обнаружился сильный, редкого тембра и большого диапазона голос, поставленный самой природой. При развитии и оттачивании это было гарантированным обещанием успеха. Именно здесь, на сцене, совершенно точно и сразу, воочию можно получить и любовь, и восторг, и поклонение.
Удивительное по чистоте меццо-сопрано, обещавшее славу оперной дивы, мелькнуло скользящей по небу звездой и обернулось после болезни горла потерей голоса и нарастающей глухотой…И это к всего лишь к 16 годам .

«Я хочу, чтобы моя живопись жила перед глазами»
Мария Башкирцева

 

Marie Bashkirtseff_7

 

В её последующем поступке я вижу несгибаемую волю и оптимизм. У меня лично для таких ситуаций сложилось правило в виде афоризма: падать в обморок можно – залёживаться нельзя!
И наша героиня бросилась учиться живописи, и ещё ученицей получила первую золотую медаль.
Современные в основном отечественные критики называют её полотна ничем не примечательными, якобы о них нельзя сказать ничего вразумительного.

Marie Bashkirtseff_1Сирень 1880г

Но я не критик, а зритель, восхищённый глубиной и красотой человеческой души, которую вижу в героях её картин. И сама эстетика портретов говорит о глубокой гармонии художника.
За 7 лет, которые были посвящены живописи (сюда входит и учёба) были написано более 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели.
О многом говорит скульптура, которая некоторое время выставлялась в Париже, в Люксембургском дворце в начале 20 века: в руках крылатый гений держит табличку с именами тех, кто, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь, обессмертил себя. На ней можно было увидеть имя нашей героини – «Мария Башкирцева».
Многие работы во время второй мировой войны были утеряны (сгорели, похищены – концов не найти,увы).

Marie Bashkirtseff_3Совещание 1884

Но те единицы, которые сохранились, выставлены в лучших музеях Франции, Голландии, Англии, России…

В музее искусства XIX в. д’Орсе, год открытия в 1988 г., картинам Марии Башкирцевой был отдан целый зал. Кто-то сказал, цитируя её «Дневник», что она могла бы стать «Бальзаком живописи», если бы ей была дарована долгая жизнь.
Значит не я одна восхищённый зритель, в сердце которой повышается градус любви от её картин

Marie Bashkirtseff_9-Осень (1883)

Когда я умру, прочтут мою жизнь –
“Дневник” Марии Башкирцевой

Мария пришла на Землю с твёрдым намерением оставить о себе добрую, а лучше восхитительную память. И предвидя ранний уход, смело затевала переписку с живыми знаменитостями литературы, как будто ощущая равенство и надеясь с их помощью сохранить свой дневник как предмет искусства.
Она писала Эмилю Золя и Ги де Мопассану. Последний только после смерти отдал должное юной, талантливой и искренней Марии: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!».

Портрет девочки, картины Марии Башкирцевой

Повторюсь, «Дневник», изданный после смерти Марии во Франции (написан на французском языке) расходился тысячными тиражами и многократно переиздавался.
В России «Дневник» был встречен более чем неоднозначно. Но сами имена разочарованных и восхищённых соотечественников, мнения которых значимы и сегодня, вызовут зависть у любого автора. Среди тех, кто снизошёл для чтения её опуса в тысячу страниц Лев Толстой и Антон Чехов, Владимир Брюсов и Велимир Хлебников.
Я выбираю фрагмент Велимира Хлебникова: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа…» .
«Дневник», о котором шла речь, был изначально подвергнут строгой цензуре со стороны близких родственников Марии. И тот, что выходил в печать имел большие пробелы и даже искажения. Поговаривают, что родственники не пожелали предавать всемирному обозрению пикантные подробности семейной истории.

картина Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург

Об этом стало известно, когда в архивах Национальной библиотеки Франции, приблизительно в 1985 году был обнаружен оригинальный, подлинный текст «Дневника», ранее считавшийся утраченным. Полное издание на французском языке по-новому раскрывает личность Марии Башкирцевой, а также несколько иначе освещает жизнь эпохи.
Я не читаю на французском, а то точно вцепилась бы в текст, жадно выискивая пропущенное, там где больше вибрирует божественная Душа Марии – самой Музы, пришедшей в наш Мир для пробуждения в людях Любви.

Валентина Демидова-Кайма.

Marie Bashkirtseff_6П. де Сант Марцейкс.
Мария Башкирцев покинула этот мир в 1884 году. Она боролась за жизнь до последнего дня, но скоротечный туберкулез не дал ей шансов. На ее последней картине, которую она так и не закончила, Мария нарисовала девушку в весеннем саду…

Marie Bashkirtseff_5_Vesna Последняя незаконченная картина

Цитаты Марии Башкирцевой из ее “Дневника”

Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни… И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов…
*
С тех пор как я сознаю себя – с трехлетнего возраста – все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию.
*
Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить.
*
Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть…
*
«Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько… чтобы умереть в 24 года на пороге всего!»

Marie Bashkirtseff_13

Нельзя допускать, чтобы люди, вам безразличные, могли заставить вас страдать.
*
Любовь уменьшается, когда не может больше возрастать.

Мария Башкирцева на фото

Самое простодушие внешних украшений заставляет чувствовать доброту и простоту русского народа. А нигилисты стараются совратить его, как Фауст, погубивший Маргариту. Пропаганда делает свое дело, и день, когда восстанет этот добрый народ, возмущенный и обманутый, будет ужасен: если в мирное и спокойное время он кроток и прост, как ягненок, то, восстав, он был бы свиреп до ярости, жесток до исступления.
*
Эта всемирная любовь не есть чувство чахоточной: я всегда была такая, и я помню как раз, десять лет тому назад, я писала (1874 г.), перечислив прелести различных времен года: «Напрасно захотела бы я выбрать: все времена года хороши, все возрасты – вся жизнь». «Надо все!» «Одним словом все в жизни мне нравится, мне все приятно и, прося счастья, я нахожу свою прелесть и в несчастье. Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!»

Marie Bashkirtseff_4
Великим может быть только тот, кто откроет свой новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность. Мое искусство еще не родилось.
*
Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… я все люблю до обожания. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало.
*
Незадолго до ее кончины, 25 июля 1884 года, в «Дневнике» появилась такая запись:

«Но если я ничто, если суждено быть ничем, почему эти мечты о славе с тех пор, как я сознаю себя? И что означают эти вдохновенные порывы к великому? Почему — с тех пор, как я была способна связать две мысли, с четырех лет, — живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном, смутном, но огромном? Чем только я не перебывала в моем детском воображении! Сначала я была танцовщицей — знаменитой танцовщицей Петипа, обожаемой Петербургом. Каждый вечер я надевала открытое платье, убирала цветами голову и с серьезным видом танцевала в зале, при стечении всей нашей семьи. Потом я была первой певицей в мире. Потом я электризовала массы силой моего слова. Император женился на мне, чтобы удержаться на троне, я жила в непосредственном общении с моим народом, я произносила перед ним речи, разъясняла ему свою политику, и народ был тронут мною до слез. Словом, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях — я искала чего-то неправдоподобно великого. До сих пор после дней ужасной тоски всегда находилось что-нибудь, вновь призывающее меня к жизни. Но в минуты горя или радости — первая мысль моя обращена к Богу».

Мария Башкирцева живопись

* Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Смотрите еще!

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Навигация

Предыдущая статья: ←

Обсуждение: оставлено 14 коммент.
  1. Ольга пишет:

    Какая оригинальная подача! Читалось на одном дыхании. Под впечатлением от этой личности – такой юной и в то же время зрелой Души! Какая жажда жизни… заставляет посмотреть на этот мир под другим углом зрения.
    Валентина, спасибо за это знакомство!

    Ответить
  2. mayli пишет:

    Замечательная статья и на вашем сайте, на который я подписана, таких материалов много. Спасибо вам за отличную работу, за богатый видеоряд.
    Обязательно прочтите днвник Башкирцевой. Уверена, что у вас появятся интересные, самостоятельные мысли.
    Этот дневник стОило бы читать женщинам недостаточно хорошо относящимся к себе. МБ обожала себя, ежеминутно любовалась собой и это наверняка помогло ей достигать целей. Причём высоких целей. Дневники, подобные её дневнику могли написать тысячи девушек из хороших семей ( даже не будучи такими самовлюблёнными, как МБ), но её живопись-это действительно ДАР.
    Успехов вам и вашему приятнейшему сайту.

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Для большинства из нас (россиянок 20 века) не характерно самолюбование, и Вы правы многим оно было бы терапевтически показано)))

      Ответить
      • mayli пишет:

        С разбегу соглашаюсь с вами в том, что женщины-россиянки 20-го века…..понимая, что вы имеете ввиду.
        И тут же вспомнились тысячи тысяч самовлюблённого публичного попсового (тоже ведь богемного!) хамла и мысль пошла в эту досадную сторонку. Нет, не дам разрушить чУдное впечатление от статьи, от образа, от личности.
        П.С. Понравился коммент Ирины. Всколыхнул, напомнил…

        Ответить
  3. Надежда пишет:

    СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Тоже прочитала на одном дыхании, очень впечатляет, есть о чем подумать,,,,,,,,,,,Очень благодарна Вам за Вашу работу!!!!!!!!!!!!!!!!

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Надежда! Спасибо за столь эмоциональный отзыв!! Писала, испытывая кураж и это, наверное, чувствуется)))

      Ответить
  4. Оксана пишет:

    Огромное спасибо за статью. Душа сразу откликается!!! И плачет и радуется одновременно!

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Дорогая Оксана, простите, что сразу не ответила,как-то упустила Ваш такой эмоциональный, тёплый отклик! Спасибо, да, я тоже плачу о Её судьбе и радуюсь, что такие яркие личности, проявляя решительность и отвагу, оставляют о себе такую яркую память.

      Ответить
  5. Ирина пишет:

    Есть такие личности, которые рождаются с очень зрелой душой и большим талантом. Иногда они не выдерживают такое непосильное бремя и рано уходят. Лермонтов, Башкирцева, Надя Рушева, Ника Турбина….. Наверное бренное тело не выдерживает такого накала. Спасибо за напоминание. Башкирцева в мои юные годы изменила во мне многое.

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Благодарю, что откликнулись, рада, что воспоминания связали Вас,Вашу юность и героиню этой статьи. Не могу согласиться с “бренным телом”, которое дано и гениальным и бездарным на многие лета.

      Ответить
  6. Соната пишет:

    Яркая звёздочка с ясным умом и россыпью талантов. Не берусь судить о необходимости величия, но очаровывать девушка точно умела.
    Спасибо за статью, сочетающую метафоричную возвышенность и чистоту слога.

    Ответить
  7. Две фразы даны нам в подарок от этой удивительной индивидуальности : Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить.
    *
    Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть…
    Ими можно прожить жизнь , о которой не будешь сожалеть в конце Пути.
    Наши таланты и намерения показывают как мы проживали свои прошлые жизни. Это позиция принятия множества воплощений, если у человека нет такой позиции, он удивляется ранним проявления гениальности и наверное находит этому своё прекрасное объяснение))

    Ответить
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Рубрики
Количество посещений
© 2017 Музыка души  Вход