Печали есть повсюду…

Поэты Серебряного Века

Л. Бакст. Портрет З. Н. Гиппиус, 1906 г. (пастель)

продолжение – 1 часть – здесь

С годами облик Зинаиды Гиппиус  менялся. К тридцати годам на лице появилась пудра и румяна и неизменный монокль, который она подносила к близоруким глазам и пристально рассматривала собеседника, обескураживая его. За словами она всегда точно определяла смыслы, движущие мысль и, не стесняясь, высказывала своё мнение именно о сути.

Мы, — робкие, — во власти всех мгновений.
Мы, — гордые, — рабы самих себя.
Мы веруем, — стыдясь своих прозрений,
И любим мы, — как будто не любя.

Мы, — скромные, — бесстыдно молчаливы.
Мы в радости боимся быть смешны, —
И жалобно всегда самолюбивы,
И низменно всегда разделены!

Мы думаем, что новый храм построим
Для новой, нам обещанной, земли…
Но каждый дорожит своим покоем
И одиночеством в своей щели.

Мы, — тихие, — в себе стыдимся Бога,
Надменные, — мы тлеем, не горя…
О, страшная и рабская дорога!
О, мутная последняя заря!
(ТОЛЬКО О СЕБЕ, 1904)

Взгляд со стороны на семейную жизнь Зинаиды Гиппиус  одного из биографов: Мережковский весь день ходил по дому в ночных туфлях с большими помпонами, четыре часа обязательно писал, а потом его любимым занятием были бесконечные споры и дискуссии с Философовым и Гиппиус.

Поэзия Серебряного Века

З. Гиппиус, Дм. Мережковский, Дм. Философов

Иногда именно её называли мужем, а его женой. Утверждая, что она оплодотворяет его идеями, которые он воплощает в своих произведениях.
Это последнее расхожее мнение литературных критиков 20 века выдаёт мировоззренческую узость, характерную для советского образования. Души, как таковой, в материалистическом ленинизме не было места, а значит и всякие метафизические идеи были под запретом. А ведь хорошо известно, что в духовном плане женщина ВСЕГДА оплодотворяет мужчину идеями, а мужчина вынашивает и придаёт материальную форму. Это, как раз, противоположно тому, что происходит на физическом уровне, где женщина вынашивает и рожает. В творчестве, где царствует Душа, женщина выполняет роль Музы. А если женщина творит, то чаще всего проявляет мужские качества (скульптор Мухина). Неспроста и у Цветаевой и у Ахматовой, нет, нет да и появлялись стихи от мужского имени.

Поэзия Серебряного Века
Зинаида Гиппиус, как и в юности, стихи писала только тогда, когда не могла не писать. И в её строках блещет проницательный, совсем неженский ум.

Печали есть повсюду…
Мне надоели жалобы;
Стихов слагать не буду…
О, мне иное жало бы!

Пчелиного больнее,
Змеиного колючее…
Чтоб ранило вернее —
И холодило, жгучее.

Не яд, не смерть в нем будет;
Но, с лаской утаенною,
Оно, впиваясь, — будит,
Лишь будит душу сонную.

Чтобы душа дрожала
От счастия бес словного…
Хочу — святого жала,
Божественно-любовного.
( СВЯТОЕ, 1905)

У неё были романы, но при всех сплетнях и лжевоспоминаниях о тесных отношениях, есть у меня внутренняя уверенность, что до физической близости дело не доходило. Слитая воедино с мировоззрением мужа, пылая от страсти, она могла ночь напролёт писать любовное письмо, вычерпывая, таким образом, энергию поступка, который впоследствии не смогла бы себе простить.

Поэзия Серебряного века
Как к этому относился муж? Никак. Он игнорировал увлечения жены, не удостаивая вниманием ни блеска жениных глаз, ни «счастливого» соперника. Ему всегда, подчёркиваю, всегда было с ней хорошо, нет, скорее он не мог обходиться без того, чтобы не поделиться с женой своими мыслями, проверить так ли он излагает идею, которую она ему подарила. Мережковский ценил выше всех авторитетов мнение своей жены, в спорах оттачивал своё перо. Они интеллектуально не могли насытиться друг другом.

Поэзия Серебряного Века

Неожиданно Зинаиде самой пришлось столкнуться с влюбленностью мужа через тридцать лет брака. Мережковский, наконец, встретил свой идеал. Юная художница – натура творческая, но, прежде всего, пышнотелая, круглолицая девица, младше него более чем на тридцать лет. Да и возраст мужчин к этому времени весьма располагает обожествлять юных созданий. На его неожиданно открывшийся порыв любовной поэзии, она отвечала пылкими письмами. Всё совпало. Он был покорён.
Зина приняла избранницу мужа, приблизила к себе, даря дружбой. Но каково это? Какие терзания испытывала горячая, страстная натура Зинаиды, можно только предполагать. Дело закончилось неожиданно – скоропостижной смертью прелестницы.
И жизнь продолжалось во взаимном глубоком уважении, по-мужски крепкой дружбой, трогательной заботе друг о друге ещё двадцать лет… до конца.

Поэзия Серебряного века

Мне о земле –
болтали сказки:
“Есть человек. Есть любовь“.
А есть –
лишь злость.
Личины. Маски.
Ложь и грязь. Ложь и кровь.
Когда
предлагали
мне родиться –
Не говорили, что мир такой.
Как же
я мог
не согласиться?
Ну а теперь – домой, домой!

Из очерка Ю.Терапиано, посвящённого памяти Зинаиды Гиппиус (Нью-Йорк, 1953):

“Поэзия Гиппиус остра, индивидуальна, интеллектуальна. В ней много чувства — сконцентрированного, сжатого, скрытого под броней кажущейся холодности, много иронии, иногда даже с оттенком вызова… З. Гиппиус принадлежала к поэтам-одиночкам…”

И только однажды Зинаида Гиппиус хотела порвать с Мережковским, когда тот, очарованный фашизмом, сравнил Гитлера с Жанной Д’Арк. А после смерти мужа в 1941 году едва не покончила с собой. Жила ещё четыре года, тенью бродя по улицам Парижа.
Из последних стихов, написанных в дни Второй мировой войны.

БЕЗ ОПРАВДАНЬЯ

Нет, никогда не примирюсь.
Верны мои проклятья. Я не прощу, я не сорвусь
В железные объятья.
Как все, пойду, умру, убью,
Как все – себя разрушу, Но оправданием – свою
Не запятнаю душу.
В последний час, во тьме, в огне,
Пусть сердце не забудет: Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога. Мой дух пойдет и с Ним на брань,
Восстанет и на Бога.

 

 

А этот вариант исполнения Анатолием Крупновым,
основателем и бывшим лидером группы “Черного обелиска”, более известный.
И совсем другой.

 

Автор статьи Валентина Демидова-Кайма
Кстати, готовится интервью С Валентиной. Не пропустите!


Смотрите еще!

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: оставлено 19 коммент.
  1. Светлана пишет:

    Ах, какая боль и трагедия в каждой строчке, как же она все это вынесла! Особенно поразило, что она приблизила к себе соперницу и подружилась с ней… Неужели она смогла бы и дальше терпеть все унижения, если бы последняя не скончалась? Кто из нас способен на такую верность и такие чувства?…

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Светлана! Я уж точно не смогла бы, но Зинаиду с Дмитрием связывали такие прочные, практически мужские, узы ДРУЖБЫ, что ради них она заставляла молчать своё навсегда женское сердце.
      С теплом, Валентина.

      Ответить
  2. Irina пишет:

    Какая судьба!
    Она всегда была честна перед собой и Богом!

    Ее творчество надрывное, какое-то сюрреалистичное… Но, честное!

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Сюреализм Зинаиды Гиппиус корнями уходит в её глубоко религиозное – мега космическое мировоззрение. О путях совершенствования ЧЕЛОВЕКА. Отсюда и стремление реформировать церковь и призыв к интеллегенции: объединяться в поисках ПУТЕЙ для себя и мира. Эти выводы я сделала на основании её публицистики и дневников.

      С искренними пожеланиями светлых мыслей, Валентина.

      Ответить
  3. Любовь пишет:

    С нетерпением ждала продолжения…СПАСИБО!!!

    Ответить
  4. Ольга пишет:

    Действительно чувствуется, что она писала стихотворения, когда не могла не писать. Какая сила и энергия в ее словах!!!
    Многие творческие люди нам не очень понятны, когда узнаем об их личной жизни. Кто знает, что творилось за ширмой души каждого из них… они выбрали этот путь и, возможно, благодаря такой непростой судьбе, рождались те строки, которые нас сейчас восхищают.
    Еще раз хочу поблагодарить Валентину, спасибо!

    Удивительно, как разные голоса могут вложить свой смысл в песню!

    Ответить
    • Валентина пишет:

      И Вам, дорогая Олечка, спасибо. Вы поддержали молодого публициста. Гениальность ВЕЛИКИХ поэтов я вижу в том, что когда ОНИ выносят из-за своих ширм стихи, нам видится история про нас, мы соглашаемся душой, и порой кажется, что мы очень близки к НИМ.

      С теплом, Валентина.

      Ответить
  5. Laralaram пишет:

    просто заоблочно, запредельно как-то… невероятно – трансцендентально…

    Ответить
  6. Валентина пишет:

    Вы знаете, дорогая Lara, я вижу у З.Г. не столько символизм, который её приписывают заоодно с Д.М., а чистой воды акмеизм, где поднимаются вечные темы самого высокого плана.

    А нас её стихи действительно поднимают на трансцендентальный уровень сознания.

    С глубоуим уважением, Валентина.

    Ответить
  7. Елена пишет:

    Любовь…физическая проходит с годами, перерождается. А вот духовные отношения дорогого стоят, если сохраняются на всю жизнь, до конца. “Они интеллектуально не могли насытиться друг другом.”Не в этом ли весь смысл длительного , пожизненного сосуществования супругов? Но таких пар мало… А строки”о печалях” потому и прекрасны, что “стихи писала только тогда, когда не могла не писать”.

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Дорогая Елена, я искренне рада Вашему глубокому и чуткому пониманию, с которым отнеслись к героине моего очерка.

      С сердечным теплом, Валентина.

      Ответить
  8. Соната пишет:

    И предположить не могла, что интеллектуальная связь может быть такой жгучей, ненасытной и прочной…
    Внешнее изящество, лёгкость, сексапильность и как-то по-мужски основательно выстроенный внутренний мир. Поразительная женщина, уникальная судьба, глубокая поэзия.
    Спасибо.

    Ответить
    • Валентина пишет:

      Дорогая Соната! Меня очень воодушевляет Ваше глубокое понимание поэзии и личности Зинаиды Гиппиус. Много лет назад я выделила ЕЁ как одного из любимых и понятных мне поэтов, а позже познакомившись с биографией, подобно Вам, была поражена такой не ординарной личностью и судьбой.

      С уважением, Валентина.

      Ответить
  9. Алиса пишет:

    Спасибо и Вам Наталья, и Вам Валентина за такую интересный рассказ!
    Прочла с интересом, так как раньше читала статьи о Гиппиус немного другого плана, и отношение было у меня тоже скорее немного скептическое.
    Спасибо, что показали эту интересную женщину с другой для меня стороны.

    Ответить
    • Nasati пишет:

      Да, Алиса, поэтому и попросила Валентину написать, зная ее трогательное отношение к этой личности. Рада, милая, что оценила))

      Ответить
  10. Алиса пишет:

    Я трижды написала слово ,,интересно,,.)

    Ответить
  11. Святослав пишет:

    То, что ею написано – умно, утончённо, талантливо.

    Ответить
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

ПОДПИШИСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Рубрики
Количество посещений
© 2016 Музыка души  Вход