Алексей Решетов
Мы в детстве были много откровенней.
— Что у тебя на завтрак? — Ничего.
— А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего…
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
— Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего.
Дорогие друзья и гости блога «Музыка души»!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию лирику А.Л. Решетова. Его поэзия искренняя и душевная. «Стихи рождаются, когда включается и верховодит нечто иное, помимо моей воли…», — признается Алексей Леонидович . Возможно поэтому в них так много сокровенного.
Внук русского офицера, потомок грузинских аристократов Алексей Леонидович родился в 1937 году 3 апреля в Хабаровске.
Отца расстреляли в том же 37-м, маму сослали в лагерь. Брат и полугодовалый Алеша остались с бабушкой.
Я из черного теста,
из пепла войны,
И стихи мои, как погорельцы, грустны.
Лишь закрою глаза,
и опять я — малец,
В неокрепшее темечко
метит свинец.
И несет почтальон
на потертом ремне
Безотцовщину черную
брату и мне.
И только в 1945-м, когда маму освободили, они приехали к ней в шахтерский городок. Он думал до конца жизни об аресте матери, о расстрелянном отце, о Гулаге…
Когда отца в тридцать седьмом
Оклеветали и забрали,
Все наши книги под окном
Свалили, место подобрали.
И рыжий дворник подпитой,
Сонеты Данте и Петрарки
Рвал на вонючие цигарки.
Осколок солнца догорал,
Из труб печных летела сажа,
И снова Пушкин умирал,
И Натали шептала: «Саша»…
Но воспоминания детства все равно остались светлыми. Все было в радость. Первую детскую книгу Алеша увидел, когда переехали к маме, ему было уже лет 8. Мама тщательно готовилась к встрече с детьми: в лагере, тайком, мастерила самодельные книжки. Сама рисовала, потом сшивала листы, а переплеты делала из черного толя, им покрывали бараки.
В Березниках Алексей окончил школу и горно-химический техникум. И, хоть окончил только техникум, поражал всех своей образованностью. Благородство, щедрость души, внутренняя чистота отличали его всегда. Работал будущий поэт в шахте на калийном комбинате. И чаще всего на самых тяжелых работах. Однажды он чуть не попал под завал и старый мастер, спасший его, сказал, что будет теперь он жить вечно. Его слова оказались пророческими. Алексея Леонидовича уже нет, но его стихи продолжают жить и волновать сердца людей.
Писать Алексей Леонидович начал с 1953 года. Его первый поэтический сборник с чудесным названием «Нежность» вышел в 1960 году. Его стихи покорили сразу. Поэта стали публиковать в крупных российских журналах. И, хоть они переведены на многие языки мира, обращался в своих стихах А.Л. Решетов прежде всего к российскому читателю.
Его лирика чиста, печальна, пронзительна и тиха. Друзья отмечали, что и речь его была тиха . Он говорил так « словно доверял тебе каждое слово, передавая его из рук в руки».
Опущу усталую главу:
Поздно для хорошего поэта
Я узрел подземную траву
И потоки косвенного света.
То, что рядом, — надоело брать,
Что подальше — все никак не трону,
Только глажу новую тетрадь —
Белую, голодную ворону…
Через 5 лет после первой публикации в 1965 году поэт стал членом Союза писателей СССР.
Нина Горланова (известный пермский художник, писатель-прозаик, поэт) вспоминает, как ее учительница исцелилась благодаря поэме А.Л. Решетова «Хозяйка маков». С тяжелым диагнозом (рассеянный склероз) она лежала в больнице. И, когда по радио услышала эту поэму, была поражена. Она решила, что если сможет выучить наизусть ее, значит, поправится и диагноз отступит! И ведь выучила, и встала на ноги.
Алексей Леонидович был счастлив в браке. Та же Нина Горланова изумительно заметила, что у них с женой рифмовались глаза — излучали любовь.
…Над садами над зелеными,
Крепко за руки держась,
В небесах летят влюбленные —
Что им наша пыль и грязь!…
«Aлешa очень любил жизнь, принимал ее без иллюзий , — вспоминает вдова поэта Тамара Павловна, — и всегда самостоятельно справлялся со всеми житейскими невзгодами и неурядицами. Он много размышлял о бренности жизни, о неизбежности конца как бы готовя себя к достойному уходу.»
Все меньше друзей остается.
Все больше уходит во тьму.
А сердце по-прежнему бьется,
Как будто не больно ему,
Как будто мне сладко живется
На свете почти одному.
Алексей Леонидович чувствовал трагизм происходящих в нашей стране перемен, остро ощущал наметившуюся духовную деградацию людей.
Пусть мы прозрением озарены,
Пусть наш голос становится вещим,
Мы все равно никому не нужны —
Мы примелькались, как старые вещи.
Стихи А.Л. Решетова включаются во все антологии российской поэзии, издающиеся в последнее время. Алексей Леонидовия Решетов ушел из жизни в 2002 году.
Если жизнь имеет продолженье
Где-то там, за Летою-рекой,
Снова погружусь в стихосложенье,
Сгорблюсь, как бывало, над строкой.
Вспомню все подробности, детали,
Добрые порывы и дела,
Чтоб мои читатели сказали:
“Как прекрасна наша жизнь была!
Похоронен поэт в Березниках Пермской области. Об этом он просил в своем завещании, так как для поэта это был главный город. В 1997 году Алексей Решетов стал почетным гражданином Березников . И здесь очень бережно относятся к наследию земляка. Его именем была названа площадь . В его полное собрание сочинений в 3-х томах вошло более 800 произведений А.Л. Решетова. Этот сборник сразу стал раритетом.
В 2005 году, в день рождения Алексея Леонидовича, состоялось открытие памятника . Автор памятника — березниковский скульптор Юрий Устинов.
Не плачьте обо мне:
я был счастливый малый.
Я тридцать лет копал подземную руду.
Обвалами друзей моих поубивало,
А я еще живу, еще чего-то жду.
Не плачьте обо мне. Меня любили девы.
Являлись по ночам, чаруя и пьяня
Не за мои рубли, не за мои напевы.
И ни одна из них не предала меня.
Не плачьте обо мне.
Я сын “врагов народа”,
В тридцать седьмом году
поставленных к стене.
В стране, где столько лет
отсутствует Свобода,
Я все еще живу. Не плачьте обо мне.
И еще немного пронзительных строк
Любимая, стой, не клянись, все равно
Кого-то из нас утомит постоянство.
Но я тебя брошу, как птицу в пространство,
А ты меня бросишь, как камень в окно.
* * *
Чего ты только там не сочинила
В открытке — умоляя и грозя:
Ремонт, ветрянка… Как все это мило!
Я не дурак, я знаю — к вам нельзя.
Здесь, на земле, любовь зовется «шашни».
Зато уж там, на истинном суде,
Забыв об осторожности вчерашней,
При всех богах прижму тебя к себе.
* * *
Набродиться летними лесами,
Лечь в траву, вздохнуть и замереть
И почти закрытыми глазами
В небо полуденное смотреть.
Ощущать цветов благоуханье
И лучей скользящее тепло.
Думать: это женское дыханье
Чудом в глушь лесную занесло.
И внимать земле и небосводу,
И, вернувшись в хмурое жилье,
Потерять, как женщину, природу,
Мучиться и сохнуть без нее.
* * *
Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела.
Пока в природе двоевластье
Чудной четы — добра и зла,
Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла.
* * *
Я знал человека, О нем,
Должно быть, вы слышали прежде:
Он в свой непостроенный дом
Входил в непошитой одежде.
Садился поближе к огню
В несуществовавшем камине
И ласково гладил жену,
Хотя ее нету в помине.
И в этой нелегкой судьбе
В особенно горькие миги
Искал утешенья себе
В никем не написанной книге
* * *
Я снова русской осенью дышу,
Брожу под серым солнышком осенним,
Сухой цветок отыскиваю в сене
И просто так держу его, держу.
Я говорю: отыскивай, смотри,
Пока не в тягость дальняя дорожка,
Пока вкусна печёная картошка
С ещё сырым колёсиком внутри.
А между тем зима недалека,
Уже глаза озёр осенних смеркли,
Лишь вены на опущенных руках
Ещё журчат, ещё перечат смерти.
Удивительно, как способны слова, сотканные в стихи, так трогать за душу… особенно первые!!
Как трогательно!!!
«…Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего…»
Удивительно простое и легкое стихосложение у этого автора.
Читаются стихи на одном дыхании.
Как будто встречаешься с прошлым, нашим прошлым.
Нашу семью тоже репрессии не обошли стороной.
Но тем не менее, детство было у меня счастливым и веселым.
Портрет Решетова выполнен оригинально.
Мне такой стиль очень нравится.
Похоже на импрессионизм.
Может, так и есть.
Но я не знаток. 🙂
Какая хорошая фраза «у них рифмовались глаза»…
Вот так и его стихи откликаются в читателях — рифмуясь с любовью или печалями, но неизменно задевая личные струнки и заставляя сердца стучать в унисон поэтическим образам.
слова из первого стихотворения трогают душу.Теперь никто не спросит никого:- Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего.Спасибо
«В стране, где столько лет отсутствует Свобода, Я все еще живу. Не плачьте обо мне». Книгу стихов Решетова мне подарили совсем удивительным образом. Просто подошли и отдали со словами: «Вам это должно понравиться». Подарил мне ее мой преподаватель ВУЗа, с которым мы не виделись много лет и встретились случайно. Спасибо за рассказ о поэте. Сейчас есть возможность уже со знанием об этом человеке перечитать ее.
Удивительные, проникновенные стихи! Спасибо за публикацию стихов и знакомство с замечательным малоизвестным поэтом.
Спасибо, что познакомили с таким поэтом. Стихи просто как голос сердца, тихо, но очень значимо. Очень понравились.
Удивительный поэт. Стихи как пронзительные песни. Не знала ничего о нем. Спасибо за такое знакомство.
Бывает так, что рифмами чувства и мысли легче выразить, чем прозой. Почему, никому не ведомо, но это так…
Спасибо, Наташа, за чудесные стихи!
Удивительные стихи. Замечательное знакомство с Поэтом. «Возьми немного света моего!» — тонко и трогательно!
Спасибо! Так тронули стихи, просто до слез.
Обожаю поэзию, особенно на столько прекрасную. Спасибо, за прекрасно проведенные минуты!
Проникновенно… без надрыва. Спасибо, Наташ.
Ты так талантливо рассказываешь о человеке, что кажется по окончании статьи, что лично с ним знаком… Спасибо!
Наталья, спасибо.Читала и перечитывала строчки… И мне так первые стихи запали в душу. И вот что удивительное — поймала себя на мысли, что эти бы слова могли подойти просто для вас, что вы дарите нам минуты такие . Вот так мы и берем немного от света…Спасибо, Наташа, очень просто всегда, со вкусом и очень трогательно.
Перечитала дважды, мурашки по коже и сердце замирает, настолько каждое слово на душу ложится… Знакома с творчеством Решетова, а вот биографию его читаю впервые. спасибо, Натуль…
Да, души, видно, еще не зачерствели, реагируют… Но так ли надо воспринимать и понимать поэта,чья жизнь бь’ла зажата между смертью и смертью и которь’й не сдался и не предал жизнь — принял ее с великой благодарностью и великой болью и сказал о ней свое слово? Это вам, девушки, не » лирика «, а поэтический глагол,несущий в себе глубочайшие смь’сль’. Вот до них и надо доходить, оставляя за спиной женско-ребяческие наивности.