Ожившая живопись
Дорогие друзья! Сегодняшний пост я хочу посвятить биографии художника — аниматора Александра Петрова и его мультфильмам, выполненным в стиле «ожившая живопись». Думаю, многие из вас знакомы с талантливым художником и его ожившей живописью – именно так он называет свои мультфильмы. И действительно, анимационные фильмы Александра Петрова можно назвать живописью. Они сотканы из полутонов и особого петровского настроения. Ожившая живопись — визитная карточка мастера.
Биография и фото художника Александра Петрова.
Александр Константинович Петров родился в июле 1957 года в деревне Гуреево Ярославской области. Он, как-то в интервью, улыбаясь, емко рассказал о своем детстве «Мальчик, деревня, корова». Вскоре после рождения мальчика семья переехала в Ярославль. В 10 лет будущий художник победил в городском конкурсе рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» Все дети рисовали военные сюжеты, а он нарисовал победу. Его наградили фотоаппаратом «Смена». В те годы это был великолепный приз! А для будущего художника еще и необходимый. В школе он часто рисовал. Так, по просьбе учителя физкультуры, украсил стены спортзала портретами спортсменов, срисованных с марок. Учителя отмечали доброжелательный и спокойный характер Александра.
После 9 класса Александр Петров поступил в Ярославское художественное училище, собирался стать дизайнером интерьеров, но потом «разочаровался в своих мечтах и круто поменяв все в жизни», поступил во ВГИК на художественный факультет.
В анимации Александр Петров с 1981 года. Сначала понравилась компания художников, а потом понял, что здесь намного интереснее и больше возможностей для экспериментирования. Как режиссер дебютировал в 1988 году, его выпускной работой на Высших режиссерских курсах стал мультфильм «Корова», первый фильм, выполненный в технике «ожившая живопись»
В 1992 году Александр Петров в Ярославле снял свою «Русалку», также используя технику ожившей живописи.
С 1996 по 1999 г художник-аниматор жил в Канаде в Монреале. За это время создал свой оскаровский шедевр «Старик и море». Александр Петров осознанно уехал в другую страну, так как хотелось узнать заграничную «кухню» по производству анимационных фильмов. Хоть в одном интервью он обмолвился, что главная причина была в другом – ему негде было работать дома. А у него уже был написан сценарий фильма, он знал, что техника будет та же – «ожившая живопись». Канадская компания предложила ему сотрудничество, и он решил не отказываться. Во всех отношениях это было заманчивой перспективой.
Кропотливая работа продолжалась 2 года. Команда была маленькой – сын и оператор. Александр Петров был поражен современнейшим оборудованием канадцев, из-за которого приходилось прорисовывать самую мельчайшую деталь, и, казалось, этому процессу не будет конца. У канадцев было одно условие – чтобы фильм можно было показывать в специальных кинозалах с огромным экраном, где трюковые сцены выглядят особенно эффектными. Поэтому художник считает, что «Старик и море» все-таки немного коммерческий проект. И в нем больше техники и красоты, чем души. Но красоты там оочень много. Более подробно о красоте и его фильмах — позже) Фильм «Старик и море» получил Оскара и потряс весь кинематографический мир.
Александр Петров – единственный академик – мультипликатор (с 19 апреля 2008 года художник аниматор является академиком Академии художеств).
Александру Петрову вручена — одна из высших наград Русской православной церкви — орден Преподобного Сергия Радонежского III степени. Режиссер — участник всероссийских и международных кинофестивалей. Аниматор награжден множеством призов и дипломов, является лауреатом Государственной премии за 1990 и 1995 годы, член Союза кинематографистов России, член Американской киноакадемии, член международной ассоциации аниматоров, оскароносец.
Александра Петрова с его уникальной техникой «ожившей живописи» больше знают за рубежом. Каждый его анимационный фильм – это сенсация, каждый фильм получает массу престижных наград. Его фильмы четырежды номинировались на Оскар: «Корова» (1990г.), «Русалка» (1998г.), «Старик и море» (2000г.), «Моя любовь» (2008г).
Сейчас художник живет и творит в Ярославле и уезжать никуда не собирается. Мировая пресса называет его ярославским отшельником. А он себя -провинциалом, «где родился — там и пригодился».
В родном городе Александр Петров создал свою мастерскую, где обучает молодых людей и делится своими профессиональными секретами ожившей живописи. Иногда дает мастер-классы, но делает это не так уж часто, так как ответственно подходит к своей работе и полностью выкладывается на таких встречах. На них уходит не только драгоценное время, но и часть души. Кто хочет попасть на мастер-класс – подавайте заявку, пользуйтесь такой возможностью! ) Ведь эта встреча не только с потрясающим мастером, но и с очень светлым человеком.
Техника «Ожившая живопись»
Техника «ожившая живопись» большой популярностью среди аниматоров и мультипликаторов не пользуется, так как она очень сложна. С одной стороны – это ювелирная работа, с другой, каждый кадр – это настоящая художественная картина, ожившая живопись, иногда напоминающая картины импрессионистов. Но и это еще не всё. Надо суметь экранизировать произведение, которое сильное само по себе, не испортить его, а еще больше подчеркнуть мысль писателя и вдохнуть в него жизнь.
Вообще анимация делается разными способами – с помощью пластилина (помните, фурор, произведенный, в свое время, «Пластилиновой вороной»?), с помощью кукол, есть классическая рисованная мультипликация. Техника «ожившая живопись» — не новая. Ей пользуются во всем мире, но очень редко. Для художника-аниматора Александра Петрова — такой вид анимационного фильма стал любимым. Что же представляет техника «ожившая живопись» в мультипликации?
Вроде все просто — берется стекло, которое подсвечивается, берутся масляные краски и кисточкой или кончиками пальцев наносится краска на стекло. Но почему же в итоге получается настоящий шедевр? Почему его картины оживают? Может потому что художник Александр Петров не признает компьютерную анимацию? Ведь она, как утверждает аниматор, поглощает художника и уничтожает его индивидуальность. Любуясь же мультфильмами Петрова, мы соприкасаемся с душой Художника, поэтому они действуют завораживающе…
Александр Петров утверждает, что лучший инструмент для художника – это его пальцы, которые всегда под рукой. Поэтому для своих картин он использует, как правило, только кончики пальцев. К тому же, руками удобнее управлять рисунком, так как его лучше чувствуешь. В масляные краски, чтобы они не засыхали, добавляется особая импортная смазка для велосипедных цепей. Краска наносится или одним, или несколькими прозрачными слоями. Она на стекле подвижна, легко смешивается, перетекает из одного оттенка в другой, ее легко убрать.
Белые матовые стекла подсвечиваются особым способом снизу. Иногда художник использует 2-3 яруса стекол. В результате в кадре возникает ощущение воздуха и более насыщенного цвета. Благодаря движению краски и стеклу создается динамика рисунка, его легкость и воздушность. Прорисовка каждой «мелочи» должна быть очень тщательной. Именно благодаря таким деталям зритель чувствует эмоции героя, его боль, радость, удивление или печаль. Как можно нарисовать боль, выплескивающуюся из глаз человека, не представляю, честно говоря, но ведь у художника в ожившей живописи именно так и получается.
Рабочее поле при рисовании где-то 40 см на 30 см. Рисуется один момент движения, затем он снимается – это один кадр, потом его уничтожают или поправляют и создают следующий рисунок. Другой эпизод – другое мгновение. Эти кадры я называю мгновениями, так как кадр промелькнет в фильме за 1/24 долю секунды. «Рисунки, эскизы, раскадровки, как солдаты, гибнут для победы, то есть к окончанию фильма, — улыбается Александр Петров.
Художник аниматор улыбается, но на самом деле, это очень грустно, ведь мастер отдает всего себя каждой картинке, хоть и длится она долю секунды. «Иногда ты чувствуешь, что да, получилось! Эта картина вполне могла бы висеть в хорошей галерее. Но ты ее уничтожаешь, освобождая место для следующей…»
Фон обычно остается неподвижным, но иногда приходится и его прорисовывать, как например, это было в мультфильме «Старик и море», когда все море было настоящим, оно дышало.
Это невероятно кропотливый труд. Мультфильм идет всего 10 минут, а на его создание уходит целый год. А фильм «Моя любовь» создавался 3 года! Для 1 минуты фильма надо нарисовать более тысячи картин. Получается, что в день рисуется до 15 таких картин. И в конце работы художник остается перед стеклом только с последним мгновением фильма да с въевшейся в пальцы краской. Всё как в жизни. Прожитые мгновения повторить нельзя.
Статья получилось большой, поэтому я ее разделила на 2 части. В первой части немного сухой и технической рассказала о мастере и его стиле – «ожившая живопись», в следующей части остановлюсь на изумительных акварельных мультфильмах Александра Петрова.
А сейчас предлагаю к просмотру небольшой ролик о технике «ожившая живопись». Посмотрите обязательно! Александр Петров за рабочим местом и кусочки его ожившей живописи. Невероятно!
Навигация
Предыдущая статья: ← Из писем детей к Богу
Следующая статья: Мультфильмы Александра Петрова →
Настоящий Мастер! Сколько необходимо терпения, таланта и главное любви к своему делу, чтобы создать эти шедевры!
Видела лишь отрывки некоторых его мультфильмов. Теперь появилось желание посмотреть их от начала и до конца. Буду ждать!
Скоро будет продолжение и будет больше о мультфильмах. Когда готовила эту статью, узнала много нового)
Потрясающий талант! потрясающий человек! Такой человек может быть только очень добрым!
Да, Лара, и ведь скромный какой..!
Какой огромный труд, создать маленький фильм, но эти фильмы трогают сердца!
Жаль, что на нашем ТВ на показ ТАКИХ фильмов нет времени. И, счастье, что есть интернет)
Можно гордиться,что в нашей стране есть такие талантливые люди!Надеюсь,что мы увидим еще много работ Александра,таких же потрясающих,наполненных душевностью и красотой!И как хорошо,что наша страна живет в мире!С праздником,с Днём Победы!
Светлана, полностью поддерживаю Вас! С Днем Победы! Мирного неба над всеми)
Удивительные работы и потрясающая техника! И очень светлой души Художник!
Во 2 части побольше работ будет. В фильмах не успеваешь полюбоваться этими самыми кадрами)) А ведь каждый из них — настоящая картина. Поэтому во 2 -й части будем любоваться мгновениями фильма))
Спасибо за интереснейший рассказ! Видела лишь фрагменты этих потрясающих фильмов. Ускользающая красота — так бы я их назвала.
Всё, как в жизни, — текучесть, плавность, важность деталей и безвозвратная неповторимость каждого мгновения…
«Старик и море» смотрела когда-то. Очень впечатлил мультфильм.
Как замечательно, что такие люди живут рядом с нами. Они делают наш мир лучше. С удовольствием посмотрели с дочкой видео. Очень интересная техника создания мультфильмов.
Ни когда не видел его фильмы, но то, что он очень добрый человек, уверен.
Приятно заново познакомиться с творчеством Петрова. Почувствовать, пересмотреть, разглядеть более тщательно. Отлично написали! Спасибо.
Отличный фильм, всегда интересно узнавать о творчестве поистине великого мастера А. Петрова.