Серебрякова Зинаида — взгляд в зеркало
Дорогие друзья! Этот пост посвящен художнице Зинаиде Евгеньевне Серебряковой и ее творчеству. Хрупкая женщина знаменита своими сильными и яркими работами. Но в тоже время ее творчество отличается щемящей тонкостью и душевностью.Помните картину «За туалетом»? Она знакома нам с детства. Вроде всё так прозаично — девушка расчесывает волосы перед зеркалом. Но как удивительно легко передается нам атмосфера радости, счастья и внутреннего покоя, а от лучистых глаз девушки нельзя оторваться. Эта картина Зинаиды Евгеньевны для многих так и осталась самой любимой из всех ее работ. Мы чувствуем свет души этой юной женщины. И в этом очарование ее картин. Она рисует как дышит — легко и светло.
Немного биографии Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.
Зинаида Серебрякова родилась в талантливой и благополучной семье в 1884 году, она была шестым и последним ребенком. Отец – известный скульптор, мать – художница (дочь знаменитого архитектора Николая Бенуа). Практически все ее родственники – яркие деятели искусства. Поэтому не удивительно, что девочка чувствовала потребность рисовать с самого раннего возраста и отдавала своему любимому занятию все время. Родная усадьба «Нескучное», где она родилась, а потом проводила все летние месяцы, стала главной художественной школой Зинаиды. Большую часть года семья жила в Петербурге, но в усадьбе девушка работает с особенным упоением. Ей очень нравилось рисовать крестьянских девушек, пейзажи родного края…
Потом она напишет цикл картин на тему народной жизни.
Безоблачное счастье Зинаиды Серебряковой.
В творчестве Зинаиды Евгеньевны Серебряковой явно прослеживается два периода – до революции и после. Именно к первому периоду относится ее самая знаменитая картина «За туалетом», с которой в дальнейшем ни одна из ее работ так и не сравнилась. Действительно, в этой работе мы видим мощный концентрат подлинной русской культуры.
На этой картине Зинаида Серебрякова олицетворяет идеал русской женщины – хранительницы самых высоких духовных традиций российской интеллигенции и аристократии. Она любима, у нее есть любимый муж – суженный, за которого она собиралась выйти замуж с детства. Всё, как в самых лучших народных преданиях о прекрасных матерях, мудрых отцах, кротких дочерях и суженых Богом вторых половинках для создания своей идеальной семьи. Может поэтому получилась очень добрая, теплая и светлая работа. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Картина висела на выставке рядом с полотнами известных мастеров – Врубеля, Кустодиева, Серова. Кстати, именно Валентин Серов походатайствовал, чтобы эту картину Серебряковой и еще две ее работы приобрела Третьяковская галерея.
Послереволюционный период творчества Зинаиды Серебряковой.
Следующий период жизни Зинаиды Серебряковой начался с трагедии. Она теряет любимого мужа, с которым она прожила 10 счастливых лет в любви и согласии, родила 4-х детей. Больше она замуж не выйдет и останется верна своему мужу навсегда
Муж скончался у нее на руках в 39 лет. Именно столько лет было отцу Зинаиды, когда он ушел из жизни. Девочке было тогда всего 2 года. Эти ранние смерти двух красивых талантливых мужчин, являются рамками, в которые вошла счастливая безоблачная жизнь художницы. Ее идеальная семья, в которой все так нежно любили друг друга, распалась как карточный домик.
После революции Зинаида Серебрякова нашла силы выстоять в сложном катастрофическом для всей страны периоде. Художница ищет новые формы самовыражения. Она хватается за всё. Принимает участие во всех проектах, в которые она могла вписаться в эти новые для нее времена, будь то вывески новых учреждений или большевистские агитплакаты. Страх, боль, отчаяние переполняют сердце. Она находит утешение в работе, особенно, когда пишет портреты своих любимых детей, единственной ее отдушины.
Беды и лишения были общими для всех, каждый искал пути выживания. Были люди, которые приняли новый уклад жизни и реализовали себя. Но у Зинаиды Серебряковой все сложилось иначе. Она уехала за границу, получив интересный заказ, с надеждой на лучшее будущее. Она работает во Франции и надеется забрать детей. Она их забрала. Но только двоих – дочь Катю и сына Шуру. По очереди и с большим трудом. Так распорядилась Судьба. Александр и Екатерина стали художниками и в течение всей жизни были настоящей опорой для мамы.
Таня и Женя, оставшиеся в России, были разделены с матерью, но переписка была всегда. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Татьяна стала театральным художником, а Евгений — архитектором-реставратором. Они помогли маме приехать в Москву на ее выставку, были пропагандистами ее творчества, а значит, духовная связь между матерью и детьми постоянно сохранялась. Да и на родине ее не забывали. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования.
К счастью, искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой не утратило своей ценности как эталона подлинной русской культуры. И сейчас мы видим новый виток популярности картин этой чудесной художницы.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна – картины художницы.
Смотрите еще!
Навигация
Предыдущая статья: ← Розы в долинах цветут… Красота!
Следующая статья: Красная Поляна – горнолыжный курорт в Сочи глазами очевидца →
Наташа, прекрасный пост, я когда-то тоже писала о ней в своем дневнике на Liveinternet.ru
Спасибо, Наталия! О Серебряковой очень много информации в инете и прекрасных статей, на том же ЛИРу. Поэтому очень кратко остановилась на биографии, вернее даже схематично. Этот пост скорее дань уважения этой чудесной художнице
Наташенька!! Спасибо!! Я увидела ранее не известные мне картины талантливой художницы. Очарована её детьми. А в картине «За туалетом» Зинаида мне кажется очень похожей на мою Евгению.
С теплом и признательностью, твоя Валя.
И правда, что-то есть) Глазки, наверное)) Спасибо, Валечка!
Две работы особенно затронули:»Автопортрет с дочерьми» и «Дама с собачкой».Чувствуется просто невиданная мощь женского начала.
Мама с девочками видится как что то единое , вечное, несущее Любовь и зарождения всего Нового.
Собачка такая блаженствующая, полностью доверевшаяся Хозяйке, уверенная, что такая»Дама»защитит от любых напастей всех, не только её))
Мама с девочками — тоже одна из моих любимых картин. Ее надо, конечно, смотреть в бОльшем формате. А настроение собачки ты хорошо подметила))
Большое спасибо Вам за чудесный сайт! Сайт для души — очень рада, что я Вас случайно нашла!:)
С некоторыми работами Зинаиды Серебряковой знакома, а вот о жизни замечательного художника ничего не знала. Спасибо за более близкое знакомство с жизнью и творчеством Зинаиды, оно меня порадовало!!! Картины очень тёплые, добрые, наполненные внутренней красотой!!!
Ирина, Вам спасибо за отклик! И я так рада, когда мой блог находят)) Тем более люди неравнодушные и чувствующие красоту!
Наташенька, спасибо тебе за напоминание! Всегда восхищалась этой художницей, а сейчас еще больше.
Вот и я решила хоть немного о ней написать, напомнить и себе тоже, и сохранить в блоге) Спасибо, Ирочка!
Талант сложно поддаётся ограничению любыми рамками, тем более — географическими. Где бы художница ни жила, она переосмысливает внешнее, раскрывая созвучное её внутреннему миру. Собственно, вот эта внутренняя наполненность отчётливо отражается в портретах. В глазах особенно.
Да, Мил, удивительно светлый человек и умеет видеть этот свет в других)